Установи приложение и будь в тренде
Плохая видимость, снегопады, увеличенный тормозной путь и прочие неприятности зимней дороги опасны и для водителей, и для пешеходов. Однако с недавнего времени мировые производители оптики заявили о специальной оптике для сумерек, которая увеличивает четкость зрения и позволяет избежать ДТП. Звучит заманчиво — но так ли она эффективна на самом деле? С этим вопросом мы обратились к постоянному эксперту журнала «Роскошное зрение», главному офтальмологу Самарской области Андрею Владимировичу Золотареву.
Чтобы разобраться в этом, давайте для начала поговорим о физике. Как вы думаете, чем сумеречное зрение отличается от обычного, дневного?
Этим тоже, но в первую очередь — шириной зрачка. Казалось бы, какая разница — узкий зрачок или широкий. Оказывается, разница принципиальная. Дело в том, что человеческий глаз — это «живая фотокамера» с огромным разрешением: порядка 100 мегапикселей. Это значит, что в теории качество картинки, которую мы видим, может быть просто фантастическим. Но почему же тогда мы не всегда видим идеально? Это высокое качество ограничивают возможности оптики — то есть особенности нашего глаза. А с точки зрения физики он далек от совершенства из-за большого количества аберраций.
В это понятие мы включаем все, что отличает оптическую поверхность от идеала. Неважно, идет ли речь о глазе или о линзе фотокамеры. Аберрации — те неравномерности и неправильности, которые мешают четкой фокусировке в одну точку. Логично предположить, что в итоге мы получаем менее четкое изображение. Безусловно, с одной стороны, аберрации вредны. А с другой — в живой системе нет ничего неправильного. Если, конечно, эта живая система здорова. Поэтому в норме глаз всегда должен иметь некоторый процент оптических аберраций. Их количество зависит от величины зрачка. Широкий зрачок пропускает в глаз больше искажений, вызванных аберрациями, узкий — меньше.
Все просто: принято думать, что в сумерках зрение снижается потому, что на фоточувствительную сетчатку попадает меньше света. Но это не основная причина. В первую очередь мы видим плохо потому, что в сумерках зрачок расширяется, а значит, увеличивается и количество аберраций. Именно поэтому зрение становится менее острым. Впрочем, есть свои исключения. К примеру, встречаются люди, у которых исходная острота зрения от природы больше ста процентов. У них сумерки практически не влияют на качество зрения.
Конечно. Сто процентов зрения — всего лишь условная цифра, а вовсе не абсолют. Некоторые видят, что Венера — планета не в виде звезды, а в виде серпа, наподобие маленькой луны. Понятно, что с таким низким от природы количеством аберраций и сумеречное зрение практически не ухудшается. Но не надо забывать, что это все же исключение. Большинство людей в темное время суток видит хуже, поскольку глаз просто не в состоянии четко фокусироваться.
Совершенно верно — насколько это возможно. Есть такое понятие, как «карта аберраций», которая описывает все неровности поверхности глаза. В идеальном случае карта должна быть ровная и гладкая, однако на деле это встречается крайне редко. Если посмотреть на глаз через специальный прибор — аберрометр, то мы увидим и горы, и впадины.
Способов несколько. Один из вариантов — эксимер-лазерная коррекция, которая позволяет привести роговицу в идеальное состояние. Такие операции мы проводим, когда нужно устранить дальнозоркость или близорукость и заодно привести в порядок «карту аберраций». Если хирургическое вмешательство не требуются, используем другие методы. Один из самых интересных — ношение очков для сумерек, которые появились на рынке сравнительно недавно. Правда, есть один принципиальный момент — в них должны быть установлены индивидуальные линзы. Только при этом условии получится четкое топографическое соответствие аберраций глаза и «анти-аберраций» на линзе.
Вот представьте — у нас есть некий ландшафт, на котором находятся горы и впадины. Стоит задача этот ландшафт выровнять. Что мы будем делать? Убирать холмы и засыпать впадины. Оптическая карта глаза включает в себя точно такие же неровности, которые и являются причиной нечеткого зрения. Значит, чтобы привести ситуацию к идеалу, поверх глаза нужно наложить некое оптическое средство, которое по месте и силе совпадет с неровностями глаза, но будет противоположно по знаку. То есть там, где на глазу находится оптическая «яма», на линзе должна появиться оптическая «гора» и наоборот. Поэтому так важно носить индивидуально изготовленную линзу. Универсальность в вопросе оптики для сумерек, к сожалению, не работает. Кроме того, необходима очень высокая квалификация специалиста и профессиональное оборудование.
Они улучшат остроту, контрастность и четкость зрения в любом случае. При ярком свете тоже будут полезны, но наибольший эффект принесут, конечно, именно при плохом освещении.
Это проблема любых нестандартных условий — вождения автомобиля в первую очередь. Особенно зимой и в плохую погоду. Не секрет, что много дорожно-транспортных происшествий происходит именно по вечерам — во-первых, потому, что просто не видно, а во-вторых, потому, что сложно оценить расстояние.
При отсутствии четких изображений два глаза работают вместе не совсем правильно, а между тем именно совместная работа обоих глаз необходима для объемного зрения и восприятия расстояния. Попробуйте закрыть один глаз и определить, насколько далеко находится предмет, или дотронуться до него карандашом — это не так просто. Так вот, если изображение в обоих глазах одинаково четкое, то мозгу просто его совместить и извлечь информацию о расстоянии. А если размытое, то могут произойти ошибки. Думаю, не нужно объяснять, во что может вылиться такая ситуация на скользкой дороге.
Не совсем. Такие очки действительно популярны, но убирают они только хроматические аберрации.
Видите ли, свет разного цвета по-разному преломляется в любой линзе, в том числе и в глазу. Уменьшение цветового разнообразия картинки — то есть сужение диапазона длин волн — приводит к повышению четкости зрения. На этом принципе основано и действие противотуманных фар, и уличное освещение — вы обращали внимание, что оно желто-рыжее? Рыжего цвета и специальные очки для вождения. Но необходимо учитывать важный момент — ночью они не вполне удобны, поскольку уменьшают поток света, впадающего в глаз.